KazakhExport в СМИ

Казахстанская правда: ориентир на внешние рынки

По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики РК, экспорт обрабатывающей промышленности за 2018 года составил 14 271,63 млн долларов, который по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2%. Основными отраслями несырьевого экспорта являются цветная металлургия – 4 162,17 млн долларов, черная металлургия – 3 796,97 млн долларов, нефтепереработка – 2 007,90 млн долларов.

Расширяя географию

Успешно реализовывать свои товары на зарубежных рынках отечественным предпринимателям помогает своевременная страховая поддержка экспорта товаров и услуг. Так, на рынках Узбекистана, Китая, Японии и Чехии появилось масло казахстанских производителей «Шымкентмай», «Сей-Нар» и Kaz-Ir Agro. К примеру, предприя­тию «Сей-Нар» предоставлена страховая защита банковского займа по обязательствам перед банком в размере 2 млрд тенге. Таким образом, компания сможет обеспечить бесперебойное производство в течение всего года и изготовить до 9 000 тонн масла с последующим экспортом в Китай.

Росту неминерального экспорта в приоритетных отраслях экономики способствует также и выход на внешние рынки казахстанских автопроизводителей. Впервые автобусы отечественной сборки поставлены на экспорт в Таджикистан компанией Hyundai Trans Auto.

Еще одна казахстанская компания расширила свое присутствие на зарубежных рынках благодаря своевременной страховой поддержке. Предприятие по производству замороженных полуфабрикатов «Айсберг ПВ» заключило контракт с российс­кой компанией, специализи­рующейся на продаже пищевой продукции из Казахстана, и совершило первую поставку полуфабрикатов в Москву.

Под маркой «Cделано в Казахстане» успешно конкурирует на внешних рынках и производство овощей без ГМО. Продукцию Green Land Alatau выращивают по специальной технологии интерплантинга и собирают урожай практически круглогодично. Казахстанский производитель производит в закрытом грунте томаты и огурцы, создает кадровый резерв для тепличной отрасли, экспортирует на рынок России более 7 000 тонн овощей в год.

Конечно, это лишь малая часть отечественных предприятий, которым оказана государственная поддержка. Только за прошлый год при помощи национальной компании KazakhExport 70 экс­портеров наладили поставки за рубеж на общую сумму зак­люченных контрактов более 400 млрд тенге.

Например, рекордно увеличен объем реализации продукции на зарубежные рынки со стороны ПК «АГФ Групп» – это казах­станское предприятие, которое изготавливает текстильную продукцию для IKEA и турецкого бренда TAC. Если 2 года назад годовая выручка составляла 450 млн тенге, то только за 2018 год объем экспорта швейной фаб­рики вырос до 4,9 млрд тенге.

 

Как выйти на экспорт безболезненно?

Основная задача государственной поддержки заключается в предоставлении помощи на каждом этапе экспортного цик­ла. Связано это с тем, что все предприятия так или иначе находятся на разных стадиях развития – одни только начинают осваивать зарубежные рынки и еще не знают, с кем работать, другие пока не владеют достаточной информацией о благонадежности своих потенциальных партнеров.

И здесь важно оказать экспортеру своевременную комплекс­ную поддержку: предоставить бесплатную оценку зарубежного покупателя и обеспечить страхование рисков неплатежа со стороны иностранного контрагента, а в последующем стимулировать сбыт, что особенно важно в товарах длительного пользования, например, в машиностроении. В этой отрасли недостаточно поставить качественный товар, необходимо пакетное финансирование для покупателя, чтобы стоимость использования была конкурентна в течение 3–5 лет.

По словам председателя правления KazakhExport Руслана Искакова, у компании имеется целый арсенал необходимых инструментов поддержки несырьевого экспорта, в том чис­ле для выхода в Россию. Как отметил глава нацкомпании, в Российской Федерации высоким спросом пользуется продукция машиностроения отечественного производства и наблюдается динамика роста экспорта аккумуляторов и трансформаторов. Но при выходе на внешние рынки предприниматели сталкиваются с дефицитом оборотных средств. У порядка 70% экс­портеров существует проблема необходимости поддержания объема производства, требую­щая наличия определенного оборотного капитала. Для этого у KazakhExport запущены специальные услуги и программы с банками второго уровня, Банком развития Казахстана и Аграрно-кредитной корпорацией для сельхозпроизводителей по кредитованию экспортеров под страховое покрытие национальной компании.

– Мы помогаем решить проблемы нехватки оборотных средств и отсутствия залогов, предоставляя в качестве обеспечения нашу страховую защиту, она работает практически как гарантия. Соответственно, любой кредитор, будь то коммерческие банки или институт развития, может профинансировать экспортера под залог страхового покрытия KazakhExport, – рассказал Руслан Искаков.

У экспортеров услуг существует и другая проблема: для того, чтобы участвовать в тендерах, выигрывать крупные зарубежные контракты и оказывать услуги, им необходимо предос­тавлять банковские гарантии по исполнению обязательств возврата авансового платежа при отсутствии залога, для этого национальная компания запустила ряд инструментов поддержки.

– В 2017 году мы запустили пилотный проект с экспортером услуг по строительству дорог в Грузии. В 2018-м у нас уже появились клиенты, которые выполняют работы по проектированию для российских и итальянских компаний. Буквально в декабре прошлого года совместно с АО «Банк развития Казахстана» мы оказали поддержку казахстанской компании путем страхования банковской гарантии. Экспортер строит золотоизвлекательную фабрику в Кыргызстане, где заказчиком выступает крупная российская компания. Стоимость проекта более 100 миллионов долларов. Для нас эта сделка – своего рода новое поле деятельности, когда происходит мультипликативный эффект: экспортер услуг не просто проектирует и строит, но и привлекает местные компании смежного производства. По факту в реализацию проекта будет вов­лечено около 10 отечественных предприятий, – отметил глава KazakhExport.

 

Рост объемов поддержки

За прошлый год KazakhExport принял страховые обязательства для поддержки отечественных экспортеров в объеме более 90 млрд тенге. Для сравнения: в 2017 году эта сумма составляла 40 млрд тенге, а в 2014-м – порядка 5 млрд тенге. На сегодня прогресс очевиден – каждый год прирост объемов поддержки практически стопроцентный. В связи с этим растет и количество предприятий, которые воспользовались услугами нацкомпании.

Восходящая динамика – в первую очередь показатель роста заинтересованных предпринимателей в инструментах государственной поддержки. Все больше предприятий обращаются за услугами страхования для успешного выхода на экспортные рынки, а также для устранения коммерческих и политических рисков. Экс­портеры готовы выходить на внешние рынки, в особенности из таких отраслей, как машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность. На сегодня KazakhExport четко сфокусирован только на работе с производителями. Такой подход позволил сконцентрироваться именно на тех предприятиях, которым необходима поддержка.

KazakhExport планирует открыть 11 офисов зарубежных представителей, и основными их функциями будет распространение информации об инструментах поддержки экс­портеров среди потенциальных покупателей, а также сбор информации о целевом рынке, административные контакты и коммуникации с финансовыми партнерами, участие в управлении рисками: помощь в урегулировании страховых случаев и взыскание с должников.

Кроме этого, у казахстанских экспортеров появится возможность использовать финансирование для экспортных операций от иностранных банков. KazakhExport планирует перенять опыт России, США, Германии и других стран в части прив­лечения «длинных дешевых» ресурсов для покупки товаров из Казахстана под страховое пок­рытие национальной компании. 

АВТОР:

Бауыржан Тауков

11:06 

24 Января 2019

https://www.kazpravda.kz/fresh/view/orientir-na-vneshnie-rinki