7 (727) 250 00 21 Call center




На вопросы газеты "Казахстанская правда" отвечает Председатель Правления АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» Садыков Е.Т.

28.04.2014

"По пути модернизации и развития"

На каком этапе становления находится казахстанский страховой рынок? Как превратить долгосрочную цель – быть ключевым игроком внешнеэкономической деятельности в Центральной Азии – в реальность? На эти и другие вопросы отвечает председатель правления АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», доктор экономических наук, профессор Еркин САДЫКОВ.

– Еркин Токмухамедович, в чем суть нынешней стратегии «Каз­ЭкспортГаранта»?
– Наша цель – быть лучшей страховой компанией на тех рынках, где мы присутствуем. И, конечно же, соответствовать ожиданиями акционера и клиентов. Здесь мы подходим к важной составляющей нашей деятельности. В «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент страны обозначил главные постулаты экономической политики – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврат от инвестиций и конкурентоспособности. Среди четырех составляющих сути нового курса есть и такая – государственное стимулирование экспорта. В контексте обозначенной парадигмы стратегические цели компании направлены на поддержку казахстанских предприятий при работе на зарубежных рынках. Мы делаем все, чтобы стать надежным, стабильным и в то же время универсальным партнером для экспортеров.
Как институт развития (единственным акционером сейчас у нас выступает Национальный управляющий холдинг «Байтерек», а до июня 2013 года – ФНБ «Самрук-Казына») мы предоставляем предприятиям-экспортерам несырьевого сектора страховую защиту от риска неплатежей при внешнеторговых операциях при выходе на зарубежные рынки и гарантируем безопасность экспортных сделок. Компания призвана оказывать помощь в отходе государства от сырьевой направленности и развитии производств, ориентированных на экспорт.

– Как оцениваете рынок страхования?
– Как интересный, динамично развивающийся. По сравнению с БВУ или управляющими компаниями рыночный потенциал у страховых компаний значительно выше. С точки зрения построения бизнес-моделей в страховании становится все сложнее и интереснее работать в данном сегменте.
В текущем году исполнилось 10 лет с начала деятельности нашей компании. Все эти годы мы расширяли программы классических видов страхования коммерческих и политических рисков наших экспортеров при проведении внешне­экономических сделок. Но по традиции на программу торгового финансирования приходится до 70% от общей суммы поддержанных проектов.
Спрос на этот продукт обусловлен тем, что поддержка АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» позволяет зарубежным покупателям приобретать казахстанскую продукцию с отсрочкой платежа по относительно не дорогим процентным ставкам. Таким образом, данный продукт является эффективным фактором для формирования спроса на казах­станскую продукцию обрабатывающего сектора. В рамках ГП ФИИР на данную программу нам выделили из респуб­ликанского бюджета 1,5 млрд. тенге, которые уже освоены. Для удовлетворения растущего спроса покупателей казахстанской продукции на данный вид поддержки АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» добавил еще 1,5 млрд. тенге из собственных средств. Хотим отметить, что за счет револьверного использования этих средств сумма использованных внешнеторговых контрактов была в 2–3 раза больше каждый год.
С улучшением культуры страхования, увеличением доверия к страховым инструментам и ростом экономической грамотности значимость компании будет возрастать. К тому же к 2015 году объем несырьевого экспорта должен составлять 40% от всего объема казах­станского экспорта. Это один из ключевых и целевых показателей ГП ФИИР. Так что работы и сегодня, и впереди много.

– Насколько широка география экспорта?
– Большинство застрахованных нами контрактов заключено с импортерами из близлежащих стран. Наибольший удельный вес в страховом портфеле занимают страны: Россия – 20,55%, страны ЕС – 15,81%, Таджикистан – 11,27%, Кыргызстан – 8,74%, ОАЭ – 6,83%, Монголия – 5,78% и Узбекистан – 4,82%. Мы страховали инвестиции в Туркменистане, Турции и Иране.

– Вы назвали Кыргызстан. Интересно, а от революции в этой стране пострадали наши бизнесмены?
– Вы не хуже меня знаете, что ряд отечественных инвесторов в результате революционных событий потеряли там активы. Если бы они застраховали свои инвестиции в «KazakhExportе», то мы бы покрыли убытки.

– А в Африке мы тоже присутствуем?
– Африка и Латинская Америка – далекие для нас «широты». Есть несколько заявок на эти континенты, как, впрочем, и на страны Ближнего Востока. Мы внимательно рассматриваем все предложения.

– Попробуем выстроить иерархию структуры экспорта. Ваши предшественники отводили главное место пищевой промышленность и сельскохозяйственной продукции. Что изменилось сегодня?
– Действительно, около 29,02% в структуре экспорта составляют сельскохозяйственные товары, 25,87% – пищевая продукция. Ну а далее идут изделия из металла, или прокат металлов – 3,21%, строительные материалы – 0,95%, целлюлозно-бумажная продукция – 0,9%… Это данные за весь период деятельности. Как видите, продукция достаточно разнообразна, и мы принимаем большие усилия для того, чтобы расширить «экспортную линейку».
Если же говорить о лидерах экспорта, то прежде всего речь надо вести о муке. Казахстан – крупнейший мировой игрок здесь, что зеркально отражается и на доле страховых операций в нашем портфеле. Одним из наших активных клиентов являются кондитерские фабрики, отправляющие продукцию на экспорт. Раньше это делалось на условиях предоплаты. Когда мы выступили «тандемом», появились не только новые рынки сбыта, но и новые покупатели.
Мы активно вовлекаем в сферу своих интересов предприятия машиностроительного комплекса, химической промышленности, строительной отрасли, в том числе с проектированием, начиная от возведения автомобильных и железных дорог и до сложнейших мостов.
Расширение линейки предоставляемых услуг по поддержке экспортеров несырьевого сектора, новые задачи, стоящие перед компанией, выявили необходимость проведения ребрендинга. Так, в 2010 году АО «Государственная страховая компания по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» было преобразовано в АО «Экспорт­но-кредитная страховая компания «KazakhExport». Появился и новый графический символ логотипа – три прямоугольника. Самый большой из них – бирюзового цвета – символизирует Казахстан, прямоугольник поменьше серого цвета – гарантии, а прямоугольник оранжевого цвета – экспорт. Главный посыл нашего логотипа – Поддержка, Стабильность, Целостность.

– Какими контрактами гордитесь?
– Зерновой терминал в Иране. Он построен, и теперь наши предприниматели не ищут место для размещения зерна в иранских портах, а обращаются целенаправленно в свой терминал. В планах есть такие же инвестиционные проекты в Турции, Азербайджане и других странах.

– Вы ни разу не упомянули Китай. Что мы можем предложить нашему великому соседу помимо сырья?
– Производители моторного масла нашли свою нишу в Китае. Сработало соотношение цены и качества.

– Есть экзотический пример?
– Одна компания, не будем говорить какая, обратилась к нам за помощью – решила экспортировать прохладительные напитки в одну из африканских стран. Мы достаточно осторожно к нему подходим…

– Все мы чаще всего учимся на ошибках, особенно своих. А на каком контракте учились вы?
– Мы страхуем риски каждый день, каждый год. И происходят страховые случаи – был по Таджикистану, по Италии, России… Приходилось покрывать убытки.
Сейчас мы сопровождаем один контракт, согласно которому должны давать страховое покрытие на 45 миллионов долларов. Поэтому взялся за учебник по менеджменту, перестрахованию… Все должно соответствовать стандартам международной практики. Часть рисков будем делить с крупными страховыми компаниями, в том числе международными.

– Если взять отрасль машинострое­ния, то последняя фишка – казах­станские локомотивы, на которые появился большой спрос за рубежом. Роль «АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport»» – ключевая?
– В 2012 году впервые в истории Казахстана был осуществлен экспорт продукции железнодорожного машиностроения. В целях поддержки экспорта локомотивов, произведенных АО «Локомотивкұрастырузауыты», компания получила бюджетный займ в размере 6 миллиардов тенге сроком на 10 лет. Целевое назначение займа заключалось в предоставлении торгового финансирования покупателю в лице Таджикских железных дорог и, соответственно, страховании возникающих при этом рисков невозврата по коммерческим и политическим причинам. Данный механизм используется многими зарубежными экспортно-кредитными агентствами, когда поддерживается национальный товаропроизводитель.
Компания сыграла в данной сделке ключевую роль с помощью АО «Темир банк», который посредством торгового финансирования перечислил экспортную выручку на счет нашего экспортера по факту предоставления отгрузочных документов. Но что самое главное, наши локомотивы эксплуатируются уже более года и отлично себя зарекомендовали. В связи с чем таджикская сторона уже за свой счет закупает еще две единицы железнодорожного транспорта. После сертификации продукции мы получили заявки из Беларуси, Узбекистана.
Пользуется спросом в СНГ и на рынках соседних стран и современнейшая техника Еврокоптера. Мы начинаем с ними работать. Не меньшего успеха мы собираемся достичь и на рынке металлопроизводителей.

– У компании есть аналитическая база, которая позволяет вам точно определять надежность и состоятельность будущего зарубежного партнера? Предостерегае­те ли казахстанских производителей от выхода на сомнительные мировые рынки? Наконец, есть ли в арсенале компании список, образно говоря, «брачных аферистов», которые охотятся за казахстанскими капиталами?
– Существуют различные базы. Мы оцениваем самые разные риски. Плюс пользуемся информацией, которой обладают наши партнеры там, куда планируют войти или где уже работают казахстанские компании. Мы анализируем контрагентов наших партнеров. Оцениваем сам регион.

– Зерно, конфеты, гипсокартон… Затем – локомотивы, автомобили, самолеты… Наша промышленность наращивает мышцы, и не сегодня-зав­тра понадобятся ваши услуги. Какие предприятия, отрасли готовятся прийти к вам и готовы ли вы их принять?
– Сегодня не они, а мы сами предлагаем компаниям: для вашей продукции в стране N имеются покупатели. Мы уже отработали все механизмы с банками этой страны – можете смело заходить.

– Насколько совершенна для страхового бизнеса законодательная база?
– В целом, да. Но наш рынок стремительно развивается, и для стратегических задач, конечно, требуются изменения и дополнения.

– Какие новые программы или условия готовит компания для участников экспортного рынка?
– Сейчас мы работаем над новыми продуктами, рассчитанными на предэкспортную и постэкспортную поддержку предприятий.
Компании сохраняет за собой статус компании с высокой финансовой устойчивостью. Достаточно обратиться к цифрам. Уставной капитал компании на середину текущего года составил 10,9 миллиарда тенге (72,9 миллиона долларов США), собственный капитал 12,9 миллиарда тенге (86,2 миллиона долларов). За десятилетнею историю «KazakhExport» поддержал более 400 предприятий и обеспечил страховым покрытием контракты более чем на 1 миллиард 100 миллионов долларов. По программе торгового финансирования поддержано 122 предприятия на сумму 5 миллиардов тенге.
Компания, первая из страховых организаций страны, получила в 2004 году рейтинг финансовой надежности Moody’s Investors Service «Baа1» – прогноз по рейтингу «стабильный». Вследствие понижения страхового риска в 2009 году Агентство Moody’s присвоило рейтинг «Ваа2», прогноз «стабильный», и в сентябре 2013 года данный рейтинг был подтвержден.

– В 2012 году весенняя сессия Пражского клуба впервые прошла в Казахстане. Это и есть признание международного авторитета нашего страхового агентства?
– «KazakhExport» является членом Пражского клуба Бернского союза – ассоциации экспортных кредитных агентств различных стран мира. У нас налажены партнерские связи с 21 экспортно-кредитными агентствами и ведущими казахстанскими банками. Мы обмениваемся организационно-нормативными документами, делимся, если так можно сказать, «творческими наработками».
Что же касается заседания Пражского клуба, то обусловлено оно большим интересом наших коллег зарубежных ЭКА как к Казахстану – молодому и динамично развивающему государству, так и к компании. Более 60 экспертов из 33 экспортно-кредитных агентств мира и Международной финансовой компании (IFC) приняли участие в заседании клуба. В ходе трехдневной конференции участники обсуждали актуальные темы. Среди них – основные события и бизнес-тренды, которые произошли после мирового финансового кризиса, долговой кризис в еврозоне и его влияние на переосмысление оценки рисков и другие вопросы. Мы считаем это большой заслугой всего коллектива компании.
Завершая разговор, хотел бы подчерк­нуть: страховая отрасль Казахстана вышла на уровень динамичного развития, а страховой бизнес осваивает новые территории. С ростом экономики и развитием коммерческой деятельности возникает спрос на страховые продукты. И именно здесь «Каз­ЭкспортГарант» может и должен играть ведущую роль.

Вячеслав ТИТЕНЕВ  

Приложение «Казахстан – страна Великой степи»